Автомобильный завод ленинского комсомола

Автомобили «Москвич»

Самые популярные машины АЗЛК

 В 1945 году появился Московский завод малолитражных автомобилей (позже будет переименован в АЗЛК). Его создали на базе уже существующего автомобильного предприятия. Поскольку мы рассматриваем автомобили «Москвич», начнем изучать историю именно с этого момента, ведь первый автомобиль этой марки сошел с конвейера в 1947 году. «Москвич 400» - первую машину семейства «Москвич» сделали на базе серийного немецкого автомобиля «Opel kadett», используя трофейное оборудование, вывезенное из Германии во время войны.
В 1954 году модель прошла серьезную модернизацию, на ее базе создали следующую модель – «Москвич 401». Он отличался более мощным двигателем и улучшенной подвеской.
В 1956 году на конвейер поставили новую машину – «Москвич 402», она имела совершенно другой кузов и отличалась от предшественника современным дизайном, стильным внешним видом. Однако двигатель все еще устанавливался старый, лишь в 1958 году инженеры московского автозавода заменили силовой агрегат. Теперь машина называлась «Москвич 407», ни в чем не уступала иномаркам и всерьез конкурировала на внешнем рынке с западными производителями. Автомобиль оказался настолько удачным и популярным, что конструкторы создали на его базе универсал и фургон. Это были первые авто с таким типом кузова, серийно поступившие в производство. Автомобиль также получил и версию с полным приводом – «Москвич 410», в сельской местности она длительное время не имела себе равных конкурентов.
Следующей машиной, сделавшей революцию на отечественном рынке авто, стала модель «Москвич 408». Несмотря на устаревший двигатель, машина оказалась очень удачной, спрос, как на внутреннем, так и на внешнем рынке создали серьезный дефицит. На машину месяцами стояли в очередях, ведь по техническим характеристикам и дизайну она не отличалась от иномарок, а устаревший двигатель оказался достаточно мощным, чтобы не «провалить» модель.
В 1967 году АЗЛК выпускает «Москвич 412», которому было суждено стать флагманом отечественных автомобилей малого класса. Современный стильный кузов, новый мощный двигатель и повышенный комфорт сразу сделали машину очень популярной в СССР. За рубежом «Москвич 412» также пользовался серьезным спросом, его первые выпуски несколько лет на половину состояли из экспортных вариантов. Кстати, экспортная модель лишь немного отличалась от внутренней, именно поэтому машина и имела хороший спрос внутри страны – она была последним словом техники.
К сожалению, в семидесятые годы АЗЛК поменял свой подход к созданию машин, вместо качества инженеры сосредоточили свое внимание на количестве. Это не заставило долго ждать негативных последствий, начиная с начала 70-х «Москвич 412» потерял спрос на западных рынках. Чем больше проходило времени, тем сильнее отечественный производитель автомобилей отставал от конкурентов с мировым именем. Потеряв однажды динамику в развитии, АЗЛК уже был обречен на медленный уход в сторону, ведь с каждым годом отставал все больше и больше.
«Москвич 2140» уже изначально оказался устаревшим, хотя на внутреннем рынке СССР и имел серьезный спрос. Тем не менее, АЗЛК из серьезно игрока на мировом рынке превратился в завод для чисто внутреннего производства. Нет, конечно, «Москвич 2140» также экспортировался, однако конкурировать с аналогичными машинами импортного производства на равных он не мог. Более того, новая политика руководства завода вылилась не только в устаревшую конструкцию, но и в ухудшение качества запчастей, ведь удешевление продукции всегда имеет палку о двух концах. В 1977 году АЗЛК уже получил плохую репутацию на внешнем рынке, после чего экспорт его продукции стал возможен едва ли не только в страны третьего мира.
Пытаясь исправить ситуацию, руководство АЗЛК разработало совершенно новую машину – «Москвич 2141». По техническим характеристикам он превосходил своих основных конкурентов – «ВАЗ 2109» и «ВАЗ 2104». Ни о каком внешнем рынке речь не шла, сначала нужно было вернуть себе утраченные позиции на внутреннем рынке СССР и вернуть хорошую репутацию. К сожалению, провал наступил из-за кризиса начала 90-х годов, завод по производству силовых агрегатов для «Москвич 2141» не успели достроить. В итоге машина получила хороший дизайн, но сильно устаревший двигатель, что и обрекло ее на провал. К тому же качество комплектующих еще сильнее ухудшилось, новый «Москвич 2141» гнил гораздо больше, чем «Москвич 2140», выпущенный десять лет назад.
На этом заканчивается история АЗЛК советского периода. Отметим лишь, что в наше время завод обанкротился и больше ничего не производит. Основная ошибка была совершена в середине 70-х годов, когда машины перестали модернизировать. После этого «Москвич» катился по наклонной плоскости к краху, что и случилось после развала СССР.